Кризис ребенка 3-х лет | детский психолог Андрей Владимирович Романов

← Предыдущая Следующая →
Кризис детей 3-х лет

Психолог Детские психологи утверждают, что прохождение ребенком кризиса трехлетнего возраста способствует его сепарации от родителей, он хочет почувствовать свое "Я". В это время ребенок активно начинает ощупывать свои границы дозволенного - того что он может, а что нет. 

Установление собственных границ

Выражая протест он тем самым желает узнать насколько влиятельно его слово на близких, может ли он говорить "нет", насколько он сам может успешно повлиять на исход той или иной доступной ему ситуации. И задачей родителей в этот период является - дать ребенку возможность ощутить собственное "Я", сформировать у него адекватную самооценку.

Если дать возможность малышу правильно пройти этот кризисный для него период, то это качественно повлияет на то, что в будущем он сможет стать более ответственным, у него появятся навыки к сопротивлению и стремление к достижению собственных целей. 

Дети успешно прошедшие данный этап развития более волевые, у них вырабатываются важные качества твердой личности, умеющей отстаивать свои границы, точку зрения и интересы. Они будут уметь уважать чужие границы и отстаивать свои, осознавая куда можно допускать того или иного человека, а куда нет.

Признаки кризиса

В какой-то момент родители начинают замечать, что их прежде послушный и позитивный кроха начинает часто проявлять такие новые для него качества как упрямство, жадность, ворчливость, капризность и на все предложения взрослых он отвечает только "нет".

Больше всего достается тому человеку, к которому больше всего привязан ребенок и с которым он чувствует себя в безопасности, чаще всего это маме. Поскольку с ней он чувствует себя наиболее защищенным и может без боязни пробовать свои силы и проявлять негативные эмоции. Маме следует понимать, что ребенок на самом деле не хочет причинить ей беспокойства и разозлить своими бесконечными капризами, просто сейчас он пробует себя, свои силы и влияние на ход событий.

Кризис 3 года 2

Это первая важная "проба пера", осознание ребенком ощущения того, насколько важными для окружающих являются его слова, насколько взрослые прислушиваются к его мнению и как его слова могут повлиять на то, что будет происходить в реальном мире. И от того, как родители будут вести себя при этом, насколько у них хватит терпения, как они покажут малышу свою любовь и полное принятие - сформируется у малыша его первое отношение к этому миру.

Проявления кризиса 

В этот период жизни ребенок еще не может самостоятельно успокоить свою психику и появившуюся истерику, поэтому то, что говорят ему взрослые - "успокойся", "сколько можно".. это не работает. Так как у ребенка в данный момент больше работает правое  эмоциональное полушарие мозга, которое отвечает за вопрос "как".

Кризис 3 года 24 Эмоциональное полушарие не слышит того, "что" вы ему говорите, а только то - "как" вы преподносите информацию - какое у вас настроение, какой тон голоса и какой у вас эмоциональный настрой. Поэтому для того, чтобы легче успокоить ребенка нужно прежде всего успокоиться самим.

Нужно также помнить, что в этот период ребенок может вас просто не слышать, поскольку он сильно поглощен своими эмоциями, переживаниями, мыслями, занятиями и удивительными открытиями. Поэтому нужно не кричать, не выходит из себя, а спокойно подойти к малышу и привлечь к себе внимание - взять его за плечо и спокойно повернуть его к себе лицом.

Формирование самооценки

В период трех лет для ребенка очень важно сформировать у себя положительное отношение к миру и к себе, развить в себе адекватную самооценку своих возможностей влияния на окружающий мир. Поэтому задачей родителей становится поддержание в малыше чувства собственного достоинства, уважения к его личности и отсутствия чувства вины.

Неправильным при этом становится соединение личности ребенка с его поступками, постоянно говорить ему "как так можно было сделать", "посмотри что ты наделал". Нужно понимать, что ребенок сейчас активно познает окружающий мир, при этом он может делать что-то не так, ошибаться, падать и вставать. И это не его проблемы, что исследуя мир он испачкал свою одежду или что-то опрокинул.

Проявить терпение

Задача взрослых - создать малышу нужные условия для познавательной деятельности, обеспечить комфорт и уют для его развития. Хорошо если ребенку объясняют, рассказывают, показывают, дают навыки того, как можно все исправить, а не просто говорят, что произошло или обвиняют.

Нужно формировать причинно следственную связь - рассыпал, давай все вместе уберем, я тебе помогу. При этом отделяйте личность ребенка от его поступка, например сломал игрушку - я тебя люблю, давай попробуем починить ее вместе. То есть ребенок должен ощущать безусловную любовь к себе, а не любовь за что-то.

Любому ребенку нужна родительская любовь, уверенность в том, что кто-то любит его всем сердцем и примет его таким, какой он есть в любой ситуации!

Психолог

Автор: психолог Андрей Романов

Услуги детского психолога

Семейное консультирование в Москве

Теги: детский кризис детский психолог кризис 3-х лет

© психолог-романов.рф | Психолог Андрей Романов | Психологическая консультация очно, онлайн, Москва, 2020