Главная \ Психолог недорого \ Этика в работе психолога

Этика и моральные принципы в работе психолога

Использование профессиональных психологических методик для диагностирования клиентов

Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик направлен на то, чтобы ими пользовались только профессиональные психологи. Это связано с тем, что человек не знакомый с психологией может применять методику исследования и интерпретировать полученные результаты не правильно.

В таких условиях даже самая совершенная методика может дать некорректные результаты, что может повлиять на неправильную оценку руководителем профессионализма своих работников и принятие неэффективных кадровых решений. Психолог, если он хочет помочь своему знакомому бизнесмену, должен был сам провести исследование, заранее поставив в известность об этом всех испытуемых.

Снятие эмоционального напряжения

В том случае, если факт задержки мебели все равно неизбежен - нужно снимать эмоциональное напряжение у недовольных покупателей. Если психолог был приглашен для проведения эксперимента, то он должен был сообщить об этом покупателям. Если же он просто проводил работу по успокоению людей, спокойному разъяснению, сложившихся не по вине компании обстоятельств, то можно оценить его деятельность как общественно полезную, выразить ему благодарность и выдать вознаграждение.

Психолог

Разговоры психологов о клиентах

Профессиональное общение с коллегами о проделанной практической работе - обогащает личный опыт каждого из участников, повышает их уверенность в своей работе и служит удовлетворению базового инстинкта принадлежности к определенной группе. 

То, что психолог рассказал о своем новом опыте с юмором - только привносит интерес к его рассказу, поскольку слушать монотонные монологи об одном и том же - для многих его коллег может быть не интересным. Наиболее важным в данном действии является сохранение конфиденциальности клиентов.

То, что интересные частные случаи - не привязаны к конкретной личности и данные примеры, в случае их эффективности и соответствия моральным принципам, могут быть использованы коллегами в своей работе. Мне бы было интересно послушать рассказы опытных коллег психологов об их практической деятельности, неважно серьезно они выражаются или с юмором.

Этичность употребления имен

Все научные исследования требуют соблюдения правил "конфиденциальности", поскольку они связаны с особенностями психики, поведения и реакциями конкретных людей. Распространение результатов исследования может сказаться на их настоящей и будущей репутации. Даже если они добровольно согласились участвовать в эсперименте, испытывая симпатию к студенту-экспериментатору, навряд ли они согласились бы с тем, что их имена и фамилии были прописаны в его курсовой. Поэтому я считаю, что студент поступил неэтично.

Видеосъемка психологом сеанса психотерапии

Поскольку психолог хотел использовать видео на конференции значит скорее всего он снимал его в научных целях. Для полной оценки этичности данного действия необходимо знать действительную научную ценность данной работы. Возможна она является настолько ценной для мирового научного сообщества, что те методы с помощью которых она записывалась становятся на второй план. 

Я видел много видео, где снимаемые клиенты психиаторов явно не знали о том, что их снимают. Поскольку осознание ими участия в съемках - явно сильно исказит получаемые результаты. На мой взгляд если происходит обнародование таких записей - лицо клиента должно быть смазано на видео, чтобы запись сеанса не влияла на его репутацию в дальнейшем. Имя и фамилия также не должны показываться и озвучиваться. 

С практической точки зрения важна не личность клиента, а только проделанная психологом работа, которая возможно может многому научить его коллег на конференции. Личные данные клиента должны быть максимально скрыты, да я думаю, что они ни кому особо будут и не нужны. 

С другой стороны психолог нарушает этические правила информационного согласия клиента и несет полную ответственность за возможный моральный и косвенный материальный ущерб в том числе для здоровья и репутации, который может быть причинен клиенту, поскольку он проводил исследование с явным нарушением этических правил. Все дело в истинной научной пользе от содержания исследования, которая всегда оценивается в сравнении с рисками, которые могут быть принесены клиенту и пользе научному обществу в целом.

Друг 2

Автор статьи: Андрей Романов

Консультации и психологическая поддержка

тел. 8 (966) 327-91-77, Андрей Владимирович

 

© психолог-романов.рф | Психолог Андрей Романов | Психологическая консультация очно, онлайн, Москва, 2020